Последствия пенсионной реформы: бедность и безработица


Эксперты отмечают, что из-за проведения пенсионной реформы рост рабочей силы будет опережать рост рабочих мест. Также ожидается падение реальных доходов граждан. Что будут предпринимать представители власти?

Что случилось?

Специалисты Института макроэкономических исследований оценили последствия пенсионной реформы о повышении пенсионного возраста для граждан и государства. В академии Минэка усмотрели в пенсионной реформе риск роста безработицы. Кроме того, эксперты отметили негативное влияние этой новации на уровень доходов граждан. В частности, группа экономистов Института социального анализа РАНХиГС, как сообщает РБК, отметила влияние пенсионной реформы на динамику уровня бедности в России. Среди предпенсионеров, по данным экспертов, падение уровня доходов достигнет пика к концу переходного периода. Если в 2018 года среди пожилых граждан за чертой бедности находились 4,2%, то к 2028 году их число вырастет до 7,3% в умеренном сценарии и до 6,1% в оптимистичном сценарии. Напомним, с 1 января 2019 года стартовало повышение пенсионного возраста:

  • для мужчин до 65 лет;
  • для женщин до 60 лет.

Возраст выхода на пенсию будет расти поэтапно в течение десяти лет и завершится в 2028 году. Эксперты выяснили, что фактически пенсионная реформа приведет к отрицательному финансовому результату для государства. Ведь для ее реализации, а точнее обеспечения повышения пенсий и финансирования всех преференций для предпенсионеров потребовался трансферт из федерального бюджета в сумме 500 млрд рублей за 6 лет.

Безработных станет больше в два раза

Эксперты отмечают, что число безработных граждан к 2024 году может возрасти с нынешних 3,5-4 млн человек до 7,8 млн человек. Рост рабочей силы будет опережать рост числа рабочих мест из-за пенсионной реформы. Фактически безработные граждане будут составлять порядка 9,6–9,7% от численности трудоспособного населения. Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ? Минэкономразвития Алексей Кашепов в статье «Прогнозирование конъюнктуры рынка труда в условиях современных институциональных реформ», опубликованной в научном журнале ВНИИ труда — исследовательского института, подведомственного Министерству труда, привел следующие прогнозные показатели:

число трудоспособного населения России увеличится из-за повышения пенсионного возраста с 82,3 млн в 2018 году до 88,6 млн в 2024 году;

число рабочей силы (занятые плюс безработные) с учетом дополнительного вовлечения на рынок труда части мужчин в возрасте 60–64 лет и женщин 55–59 лет к 2024 году составит 80,6 млн человек.

При этом дополнительный прирост рабочей силы из-за повышения пенсионного возраста может составить в 2024 году примерно 4 млн человек. Если при этом сохранится нынешний темп роста ВВП, производительности труда, заложенных в прогноз Минэкономразвития до 2024 года, то спрос экономики на рабочую силу будет иметь тенденцию к росту, но в целом изменится незначительно. Следовательно, число безработных увеличится вдвое. Для расчета ученый в том числе использовал официальные прогнозы динамики ВВП, производительности труда, численности населения, трудовых ресурсов и занятости. Экономист предупредил:

На место благодушию, присущему части руководителей государства и федеральных органов исполнительной власти, должен прийти настрой на кропотливую работу, не допускающую реализации неблагоприятных сценариев будущего.

Специалисты Минэкономразвития с этим не согласны. Чиновники также ожидают увеличения численности рабочей силы с 75,8 млн в 2018 году до 76,3 млн человек в 2024 году. Но при этом они утверждают, что в условиях «динамичного экономического роста» спрос на труд также будет расти: в результате уровень безработицы не только не вырастет, но и снизится — с 4,8% в 2018 году до 4,7% в 2024 году. Поэтому, в соответствии с официальным прогнозом кабмина, пенсионная реформа не приведет к росту безработицы. Как пояснил заместитель директора Центра трудовых исследований Ростислав Капелюшников:

Безработица вряд ли увеличится, потому что повышение пенсионного возраста будет проходить на фоне снижения общей численности рабочей силы. Численность населения в рабочих возрастах сокращается. Это означает, что будет падение численности рабочей силы и общей численности занятых. Прирост рабочей силы за счет повышения пенсионного возраста в очень небольшой степени компенсирует общее падение численности населения в рабочих возрастах.

Однако большинство экспертов настаивают, что необходимы дополнительные специальные программы для предпенсионеров. Нужно не просто конкретизировать в законодательстве понятия «необоснованных отказов» и «необоснованных увольнений», но и принять меры, препятствующие превентивным увольнениям женщин 54 лет и мужчин 59 лет. Важно обеспечить программу создания рабочих мест для предотвращения застойной безработицы лиц предпенсионного возраста.


Источник: ppt.ru