Почему россиянам при начислении пенсий перестают учитывать декрет и службу в армии.


Повышение пенсионного возраста оказалось не единственным новшеством, с которым россиянам пришлось столкнуться в наступившем году. Поправки, предусмотренные законом №350 ФЗ, принятым в октябре 2018 года, ужесточили требования к пенсионному стажу для граждан. При этом нововведения, в отличие от основных параметров пенсионной "реформы", были приняты практически незаметно, население стало узнавать о них только при обращении за начислением досрочных пенсий.

письмо в пенсионный фонд(2019)|Фото: Лена Миро

В публикуемых документах говорится о том, что ограничения действуют для назначения страховых пенсий по старости раньше общеустановленного возраста в 2019 году. В ПФР, отвечая на официальный запрос Накануне.RU, заявили, что новшества распространяются именно на досрочные пенсии, а не на все, выплачиваемые по старости.

В ПФР также добавили, что досрочное назначение пенсии людям с большим стажем: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам со стажем 42 года, – одна из "льгот" по досрочному выходу на пенсию, вступившая в силу с 2019 года. Введена она, как известно, параллельно со стартом повышения пенсионного возраста ежегодно с шагом один год до 60/65 лет и преподносилась как смягчение условий "реформы".

Однако неожиданно для граждан выяснилось, что на льготу им претендовать крайне сложно, если вообще возможно. Право, установленное как "поблажка" при начале "реформы", нивелируется тем, что для досрочного выхода на пенсию нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии уже не включаются в трудовой стаж.

"Правила учета стажа для назначения пенсии не изменились. Периоды службы в армии по призыву и ухода за ребенком, как и раньше, засчитываются в страховой стаж, и за них начисляются пенсионные баллы. С 2019 года вступили в силу новые льготы по досрочному выходу на пенсию. Одна из таких льгот – досрочное назначение пенсии людям с большим стажем: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам со стажем 42 года. Пенсия им назначается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, но не раньше 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). При подсчете стажа, позволяющего выйти на пенсию по новым льготам, учитываются только те периоды, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, а также периоды временной нетрудоспособности, когда предоставляется пособие по обязательному социальному страхованию. Поэтому нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии в таких случаях не учитываются. Новая льгота и порядок подсчета стажа по ней введены федеральным законом 350-ФЗ, принятом в 2018 году", – заявили в пресс-службе ПФР в ответе на запрос нашей редакции.

О том, что скрывается за нововведениями, Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.

В силу вступил федеральный закон от 18 октября 2018 года №350, ужесточающий требования к начислению пенсионного стажа, а люди начали узнавать о них только сейчас. Это какой-то новый виток пенсионной "реформы"?

Госдума, Олег Шеин(2018)|Фото: duma.gov.ru– Эти позиции не подлежали пересмотру летом, когда рассматривался этот антисоциальный пакет, я его очень внимательно смотрел, но не помню, чтобы там исключались какие-то периоды из стажа. Между тем, как и служба в армии, и время воспитания детей, и время, когда жена военнослужащего находилась в военном городке по определенной системе, ранее в стаже учитывались. Я сам пока таких заявлений [о том, что периоды не учитываются] не имею. Если есть такие случаи, мне бы было интересно их посмотреть, чтобы мы ситуацию поправили.

А досрочный выход на пенсию – это новая льготная мера, как это представляют в ПФР?

– Это существовало последние лет 15 как минимум, а скорее всего, даже и больше. В 2001-м, в эпоху Зурабова, это уже пытались убрать. Как раз тогда приняли новые пенсионные правила, по которым ввели эту накопительную систему, ранее не существовавшую и ныне обанкротившуюся. В тот период власти довольно основательно прошлись по всему законодательству, в том числе, была идея убрать эту норму, по которой человек имеет право на досрочный выход на пенсию, если он был уволен по сокращению штатов.

Право досрочного выхода на пенсию не является новым, возможно, Пенсионный фонд пытается ввести в заблуждение общественность и представить дело как некие поблажки, которые они раздают.

Есть ли еще какие-то подводные камни для желающих уйти на досрочную пенсию?

– Для того, чтобы выйти на досрочную пенсию, работник должен быть уволен по сокращению штатов, либо по ликвидации организации. Если он уволился по собственному желанию, по несоответствию занимаемой должности, то у него права на досрочную пенсию нет. Хитрости в этом заключаются.

Я буквально недавно помогал одной женщине выйти на досрочную пенсию. Я работал тогда с астраханской службой занятости, тем более, я федеральный депутат, у меня много возможностей, я всех начальников знаю, имею возможность им позвонить по телефону, не только письма писать. И то у меня на это ушло месяца два и несколько телефонных контактов пришлось осуществлять. Эта процедура крайне сложная для обычного человека.

Досрочную пенсию можно получить, при новых параметрах пенсионного возраста, не ранее 60 и 55 лет при стаже в 42 и 37 лет. Получается, для этого нужно работать с 18-ти, не служа в армии и не уходя в декретный отпуск?

– Это означает, что никто этим правом воспользоваться не сумеет, потому что человек должен всю жизнь не учиться и работать, заниматься физическим трудом на свежем воздухе, вроде чабана, например. Но люди на таких профессиях нужны, только когда они не являются слишком пожилыми. Поэтому такой стаж выработать практически невозможно. Реально, может быть, один человек из ста сможет воспользоваться такой льготой.

Но ведь действительно при повышении пенсионного возраста возможность досрочного выхода на пенсию при большом стаже преподносилась как льгота и смягчение условий. К чему теперь дополнительные сложности?

– Закон о повышении пенсионного возраста я считаю преступным, и у него логика только одна – сэкономить деньги для капитала. Ничего другого больше нет. Демографической ямы нет, наоборот, идет демографическая волна. Количество рождающихся сегодня будет иметь значение для рынка труда к середине или даже ближе к концу 2030-х годов. Сегодня имеет значение, кто рождался в начале нулевых, а тогда рождаемость была повышенная, и поэтому сегодня на рынок труда выходит довольно много молодежи. И с каждым годом молодежи на рынок труда будет выходить все больше и больше. В результате "реформы" в 2019 году по стране пенсии не получат 2 млн человек. И работы у этих людей тоже, очевидно, не будет.

Таким образом, неправда, что работающие пенсионеры мешают трудоустроиться молодежи?

– А поправки эти не смогут создавать рабочие места. Это юридическая казуистика, количество рабочих мест сокращается. В прошлом году, по данным Росстата, рабочих мест стало меньше на 450 тыс. И это обычная статистика обычного года. То же самое и в 2017-м и, и в 2016-м. Я брал статистику за последние десять лет, ее изучал, и везде одно и то же. Число рабочих мест сокращается. Как раз закон, по которому люди могли выходить на пенсию в 55 и 60 лет, убирал с рынка труда ненужную на нем рабочую силу, "абсорбировал" ее. Когда Топилин рассказывал, что 70% людей продолжали трудиться по достижении пенсионного возраста, он говорил полуправду. Они продолжали трудиться, но в среднем они продолжали трудиться года два-три. То есть, 58 лет наступало женщине и она увольнялась с работы вообще.

Причина, по которой люди продолжают работать, тоже всем понятна – это низкий размер пенсии. Но эти люди не сидели до 70 лет. Эти люди просто инерционно работали два-три года и потом все равно выходили на пенсию.Ситуация на рынке труда сейчас ухудшается и будет ухудшаться дальше.

Значит ли это, что требования по стажу для "льготных" пенсий со временем распространятся и на обычные пенсии по старости?

– Зачем? Власти будут идти по пути уничтожения права на пенсию в принципе. Сейчас они поднимают возраст к отметке 60/65. Это объясняется необходимостью индексировать выплаты тем, кто еще их получает. Но поскольку сам по себе этот источник является, очевидно, иссякаемым, и, условно, через пять-семь лет уже этого источника не будет, то при сохранении самой логики, чтобы дальше проводить индексацию в условном 2025 году, надо будет еще раз поднять пенсионный возраст, а в 2030-м – еще раз. И так лет до 100. Поэтому зачем властям возиться с мелочевкой типа действия страховых периодов, когда все решается широкими мазками?


Источник: www.nakanune.ru